Доработка 406 двигателя
После многих лет мучений с двигателем ЗМЗ-402 в
Заволжье, наконец, освоили мотор ЗМЗ-406. Семейство в принципе
большое, вплоть до мотора ЗМЗ-4064.10 с турбонаддувом
мощностью под 200 л.с. Но наибольший интерес вызывает наиболее
распространенный 4062.01 объемом 2,3 литра и впрыском топлива.
На первый взгляд все хорошо: 16 клапанов,
электронное зажигание, гидрокомпенсаторы клапанов и натяжителя
цепи привода распрд.вала. Все прекрасно, но помимо
конструктивных неточностей существуют две проблемы, на 100%
присутствующие на всех двигателях, сходящих с
конвейера:
Сами моторы (комплектующие), качество сборки
Чтобы не показаться голословным, стоит перечислить
то, с чем пришлось столкнуться:
- Разваливающиеся поршни - это
уже норма. Дело не только в качестве отливок, но и в частых
перегревах.
- Качество деталей вышедших из
литейного цеха Заволжья - отдельная тема. Друзья из Нижнего
сообщили: дело доходило до абсурда - сквозь раковины в блоке
сочился ТОСОЛ.
- Качество обработки
поверхностей. На моторе из первых партий на плоскости
головки блока была обнаружена "яма", которую невозможно
убрать фрезерованием по плоскости. Пришлось наплавлять,
затем править и т. д.
- Колен.вал с трещиной.
Встретился пока один. Был вовремя выявлен. Проблем с
к/валами пока больше не было. Хотя и отбалансированные валы
тоже не встречались.
- Что касается качества сборки,
то здесь ситуация почти криминальная. Мощность мотора,
выходящего с конвейера ЗМЗ в стандартном варианте не
превышает 133 л.с. Не вдаваясь в подробности, все проблемы с
качеством сборки можно сформулировать одной фразой -
"cоблюдайте момент затяжки".Хотя иногда начинаешь
сомневаться, знают ли в Заволжье что это такое. Из ляпов
можно припомнить впускной распред.вал от карбюраторного
мотора на впрысковом. Но это так - штрих мастера (руки бы
ему отбить).
С другой стороны просто критиковать дело не
хитрое, важнее что можно предложить взамен. Прежде всего,
самый простой вариант - разобрать мотор до нуля, провести
дефектовку и собрать по-человечески заново. Разницу ощутите
легко.Для получения более серьезных результатов требуется
конкретней взглянуть на конструкцию двигателя. Но перед этим
стоит определиться - что Вы хотите получить от
модернизированного мотора? Самый простой и экономически
выгодный вариант - это:
Доработка головки
блока
Все хорошо, но вариант с доработкой головы не решает
основнуюпроблему - надежность мотора., причем как по качеству
сборки, так и по комплектующим. Остается только одно -
разобрать мотор и произвести дефектовку. Дальше все просто.
Качественная сборка из хороших комплектующих гарантирует Вам
беспроблемную эксплуатацию. Поршни лучше установить кованые -
они легче, прочнее стандартных (основная причина разрушения
заводских комплектов поршней - низкая механическая стойкость,
в т.ч. брак отливок), изготовлены с большей точностью. Более
легкий поршень, помимо снижения нагрузки на к/вал и,
соответственно, увеличения ресурса, позволит в результате
увеличить мощность за счет снижения механических потерь. Так
что в совокупности с доработкой головы Вы не узнаете свой
мотор, даже без увеличения его объема.
Увеличение
объема
Но почему бы объем и не увеличить? Все предпосылки
для этого есть. Блок цилиндров у ЗМЗ-406 чугунный, т.е.
заложенная в конструкцию жесткость позволяет увеличить диаметр
цилиндра до 94 мм. Для этого разработаны специальные кованые
поршни увеличенного диаметра (о их преимуществах речь шла
выше) с измененным днищем - о проблемах смесеобразования уже
упоминалось. Применяются поршневые кольца фирм GOETZE или
SCHOTTLE. Учитывая то, что каждый поршень "прикатан" по своему
цилиндру, а вся поршневая группа развешена с точностью до 1
грамма, можно спокойнее относиться к возросшей нагрузке. Здесь
очень сильно пригодятся свойства ков. поршня - мех. прочность
и повышенная износостойкость. Для уменьшения нагрузки на
детали двигателя обязательно балансируется колен. вал в сборе
с маховиком и корзиной сцепления. Маховик, возможно,
облегчить. То есть в данном варианте доводки много бесспорных
плюсов.
Первое и основное: решены
изначальные проблемы - качество деталей и проблемы со сборкой.
Второе: увеличение объема позволило поднять не
только моментную характеристику, но и мощностные показатели. В
сочетании с доработкой "головы" отдача по мощности будет в
районе не менее 160 л.с.
Другими словами, прирост реальной мощности на 30 л.с.
(что сост. около 40% от изначальной заводской), позволяет,
наконец, ощутить преимущество технически более совершенного
406-го над старичком 402-м. В том варианте, в котором машина
выходит с завода, владельцы зачастую не получали той разницы,
на которую надеялись. Да мощнее, да быстрее, тянет вроде как
не плохо ... . Но ощущение "что-то не то" все равно
оставалось. После доработки и увеличения объема появляется
возможность проявить все лучшие качества, заложенные в
конструкцию. Тяжелая "ВОЛГА" легко, не напрягаясь, срывается с
места, без надрыва работает на высоких оборотах, позволяя
ездить активно, в т.ч. в "силовых" заносах, исчезают вибрации,
вызванные качеством сборки на холостом ходу. При этом остаются
и преумножаются традиционные преимущества "ВОЛГИ". Крутящий
момент вырос относительно заводского двигателя, и поклонники
марки могут позволить себе привычный стиль езды "на моменте" с
минимальными переключениями передач еще легче, чем
прежде.
|